Про мои отношения с религией
Мои бабушка и дедушка были верующими и с детства водили нас с братом в воскресную школу при баптистской протестантской церкви. В Минске это направление христианства до сих пор достаточно популярно. Короче, я до сих пор помню цитаты из библии, в пятом классе я прочитал ее целиком. Баптисты всей душой ненавидели православных, потому что у них был неправильный бог, короче, все как у всех.
Надо сказать, что во времена позднего СССР распространяться о том, что ты ходишь в церковь, особо не стоило, поэтому эту часть жизни приходилось скрывать от всех своих одноклассников. Мне кажется, что жить в таких двойных стандартах маленькому ребенку точно не шло на пользу, но зато я четко научился понимать, когда и что можно говорить, а когда — нельзя.
В десятом классе я решил перестать быть верующим баптистом. Лет в 30 сознательно покрестился в православной церкви, после этого какое-то время ходил на службы, соблюдал пост, купался в крещение, а потом понял, что все это не мое. Но до сих пор с уважением отношусь к людям, которые ходят в церковь. По возможности стараюсь попадать на крестный ход, во-первых — это красиво, во-вторых — это возможность подумать о вечном. В быстротечной суете столичной жизни не часто выпадает возможность подумать о вечном. Я иногда захожу в храм, просто полюбоваться, крещу детей, потому что это традиция такая и мне она нравится. Вообще, я люблю, что в России есть храмы с куполами, они очень украшают город.
Но вот чего действительно не хватает от тех лет, это ощущения какой-то связанности со всем миром, со всей вселенной. Я помню, как мы в христианском лагере лежали на футбольном поле с Кристиной, смотрели на звезды и обсуждали бога. И я прямо всем своим существом чувствовал, что и это звездное небо, и эта ночь, и бог, и я — мы все часть чего-то одного общего. С тех пор прошло наверное лет 25, а я могу вспомнить может быть всего несколько моментов в жизни, которые были по ощущению этой глубокой мистичности бытия сравнимы с тем вечером.